Второй сенат Конституционного Суда Украины принял Решение относительно соответствия Конституции Украины положения части первой статьи 79 Закона Украины «О банках и банковской деятельности» от 7 декабря 2000 года № 2121-III с изменениями.
Суд признал неконституционным отдельное положение части первой статьи 79 Закона, согласно которым «банк или другие лица, которые охватываются надзорной деятельностью Национального банка Украины, имеют право обжаловать в суде в установленном законодательством порядке решения, действия или бездействие Национального банка Украина или его должностных лиц».
Конституционный Суд отмечает, что положение части первой статьи 79 Закона устанавливает исчерпывающий перечень лиц, которые вправе обжаловать решения, действия или бездействие Национального банка Украины, его должностных и служебных лиц. Таким образом, исключен доступ к суду лиц, не включенных в этот перечень, в частности акционеров банка, которые не являются владельцами существенного участия в банке, что дискриминирует их по имущественному признаку. Тем самым, вопреки принципу верховенства права, нивелируется право этой категории лиц на доступ к суду.
Конституционный Суд Украины считает, что обеспечение предписанием части второй статьи 55 Конституции Украины каждому права на доступ к суду с целью обжалования решений, действий или бездеятельности субъектов властных полномочий является требованием принципа верховенства права.
«Такой доступ не означает автоматической незаконности этих решений, действий или бездействия, а направлен на проверку в судебном порядке их законности и правомерности, что не только обеспечивает эффективную защиту прав, свобод каждого человека, к которому относится неправомерная деятельность субъектов властных полномочий, но и способствует поддержанию законности и правопорядка в целом путем выявления и устранения нелегитимных проявлений в такой деятельности», — сказано в Решении.
Конституционный Суд Украины отмечает, что в законодательном регулировании следует избегать запретов или ограничений по реализации каждым лицом права обжаловать в суде решения, действия или бездеятельность субъектов властных полномочий, в том числе путем определения на законодательном уровне исчерпывающего перечня лиц, которые имеют право на такое обжалование, поскольку невключение лица в этот перечень исключает доказательства в суде его убежденности в необходимости защиты своих нарушенных прав, свобод этими решениями, действиями или бездействием.
КСУ пришел к выводу, что отдельное положение части первой статьи 79 Закона, а именно «охватываемых надзорной деятельностью Национального банка Украины», противоречит статьям 8, частям первой, второй статьи 24, частям первой, второй статьи 55 Конституции Украины .
Отдельное положение части первой статьи 79 Закона, что признано неконституционным, теряет силу со дня принятия Конституционным Судом Украины этого Решения.