Кассационный хозяйственный суд в составе Верховного Суда разъяснил порядок удовлетворения требований о возмещении расходов на профессиональную юридическую помощь, связанную с производством по делу о банкротстве. Об этом сообщает пресс-служба ВС.
Суть спора
Хозяйственный суд Днепропетровской области от 12 февраля 2020 определением по делу № 904/4387/19 о банкротстве ООО «УКРАИНСКИЙ РИТЕЙЛ» признал денежные требования ООО «Молочная компания «Галичина» к должнику. В то же время этим определением суд отказал обществу в удовлетворении заявления о принятии дополнительного решения и возложении на должника судебных расходов, осуществленных на профессиональную юридическую помощь в связи с рассмотрением дела. Судебное решение в этой части мотивировано тем, что такое требование имеет правовую природу текущих требований кредитора, поскольку оно возникло после открытия производства по делу о банкротстве.
Постановлением Центрального апелляционного хозяйственного суда от 19 мая 2020 решение местного хозяйственного суда в части рассмотрения заявления о принятии дополнительного решения отменено и принято новое решение, которым удовлетворено заявление ООО «Молочная компания «Галичина» и возложено на должника осуществленные обществом судебные расходы на профессиональную правовую помощь в связи с рассмотрением этого дела путем включения их в реестр требований кредиторов должника в первую очередь погашения. В части рассмотрения денежных требований ООО «Молочная компания «Галичина» к должнику определение местного хозяйственного суда оставлено без изменений.
Вывод КХС ВС (постановление от 22 октября 2020 по делу № 904/4387/19)
КХС ВС по результатам кассационного пересмотра принятых по делу судебных решений по рассмотрению денежных требований ООО «Молочная компания «Галичина» к должнику оставил их без изменений.
По решению судами предыдущих инстанций вопроса о судебных расходах на профессиональную юридическую помощь КХС ВС отметил следующее.
Системный анализ норм ст. 123 ХПК Украины, ст. 64 КУпПБ свидетельствует, что расходы, связанные с производством по делу о банкротстве, в понимании ст. 1 КУпПБ не считаются обязательствам должника перед кредитором, а являются расходами, осуществленными в процессе рассмотрения денежных требований кредитора, которые имеют специальный порядок возмещения, предусмотренный нормами ХПК Украины, и не могут быть взысканы отдельно от этого производства. Поэтому такие расходы являются текущими требованиями и принадлежат согласно п. 1 части первой ст. 64 КУпПБ к первой очереди удовлетворения требований кредиторов.
Расходы на предоставленную профессиональную правовую помощь в случае подтверждения объема предоставленных услуг (выполненных работ) и их стоимости подлежат распределению по результатам рассмотрения дела независимо от того, была ли их стоимость уже фактически уплачена стороной / третьим лицом, или только должна быть уплачена.