Кассационный хозяйственный суд в составе Верховного Суда разъяснил, что денежные требования к должнику, заявленные на основании ст. 625 ГК Украины, не могут самостоятельно квалифицироваться как текущие требования кредитора. Об этом сообщает пресс-служба ВС.
Суть спора
Хозяйственный суд Одесской области определением, оставленным без изменений постановлением Юго-Западного апелляционного хозяйственного суда, по делу № 916/4932/15 о банкротстве ПАО «Одесский масложировой комбинат» отклонил полностью текущие денежные требования ПАО «Дельта Банк» в лице уполномоченного лица ФГВФЛ к должнику , состоящие из процентов по договору и трех процентов годовых, начисленных за ненадлежащее исполнение договоров кредитной линии.
Вывод КХС ВС (постановление от 10 ноября 2020 по делу № 916/4932/15)
По результатам кассационного пересмотра этих судебных решений КХС ВС оставил без изменения, указав следующее:
При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции установлено, что ПАО «Дельта Банк» воспользовалось правом на обращение с иском о досрочном взыскании задолженности, возникшей на основании договоров кредитной линии, чем изменило порядок, условия и срок их действия. Поэтому право начислять предусмотренные этими договорами проценты за пользование кредитом прекратилось по части второй ст. 1050 ГК Украины.
Такой вывод апелляционного суда полностью согласуется с правовой позицией ОП КХС ВС (постановление от 18 сентября 2020 по делу № 916/4693/15) и Большой Палаты ВС (постановление от 4 февраля 2020 по делу № 912/1120/16).
Условия о начислении процентов за правомерное и неправомерное пользование кредитными средствами должны определяться отдельными пунктами договора.
В то же время судом апелляционной инстанции установлено, что в кредитных договорах нет условий, которые бы предусматривали последствия противоправного неисполнения (ненадлежащего исполнения) денежного обязательства. Поэтому к спорным правоотношениям подлежат применению положения ст. 625 ГК Украины.
По ст. 1 Закона Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» (Закон о банкротстве) денежное обязательство — обязательство должника уплатить кредитору определенную денежную сумму в соответствии с гражданско-правовой сделкой (договором) и на других основаниях, предусмотренных законодательством Украины.
Этой же статьей Закона о банкротстве определено:
кредитор — юридическое или физическое лицо, а также органы доходов и сборов и другие государственные органы, которые имеют подтвержденные в установленном порядке документами требования по денежным обязательствам к должнику; конкурсные кредиторы — кредиторы по требованиям к должнику, возникшим до открытия производства (производств) по делу о банкротстве и выполнение которых не обеспечено залогом имущества должника; текущие кредиторы — кредиторы по требованиям к должнику, возникшие после открытия производства (производств) по делу о банкротстве; обеспеченные кредиторы — кредиторы, требования которых обеспечены залогом имущества должника (имущественного поручителя).
Классификация кредиторов законодателем осуществлена в зависимости от времени или периода возникновения денежного обязательства у должника. То есть текущими являются кредиторы с требованиями к должнику, основанные на обязательствах, которые возникли после возбуждения производства по делу.
Согласно части второй ст. 625 ГК Украины кредитор имеет право требовать уплаты суммы долга с учетом установленного индекса инфляции за все время просрочки, а также процентов годовых от просроченной суммы. Эти правила предусматривают компенсацию правонарушителем пострадавшей стороне имущественных расходов в определенном заранее определенном размере (установленном законом или договором).
Инфляционные и годовые проценты начисляются на сумму просроченного основного обязательства. Поэтому обязательства по уплате инфляционных и годовых процентов являются акцессорным, дополнительным к основному, зависит от основного и разделяет его судьбу. Соответственно, требование об уплате инфляционных и годовых процентов является дополнительным к основной требования.
В рассматриваемом деле, денежное требование о признании текущими начисленных годовых процентов является дополнительным к основной задолженности должника перед банком по кредитным договорам, было полностью признано хозяйственным судом первой инстанции и включено в реестр требований кредиторов.
Начисления, осуществленные в соответствии со ст. 625 ГК Украины и заявленные отдельно от основного обязательства, которое возникло при открытии производства (производств) по делу о банкротстве и исполнение которого не обеспечено залогом имущества должника (требования по которым признаны конкурсными), не могут быть признаны текущими в понимании предписаний ст. 1 Закона о банкротстве, и на них распространяется правовой режим моратория в деле о банкротстве.