Адвокат не может считаться безработным, а поэтому из его пенсии удерживается подоходный налог. К такому выводу пришел Кассационный административный суд в составе Верховного Суда (КАС ВС), отказывая в иске адвокату, требовавшему пересчитать ему пенсию без учета налогов.
Свои аргументы КАС ВС изложил в постановлении от 7 апреля 2020 года по делу № 287/21/15-а.
В рамках настоящего дела адвокат, имеющий не приостановленное свидетельство о праве на занятие адвокатской деятельностью, зарегистрированный как самозанятое лицо, осуществляющее независимую профессиональную деятельность, просил суд обязать пенсионный фонд произвести перерасчет пенсии в полном объеме. Такую пенсию он получал как пенсионер органов прокуратуры по выслуге лет. Однако с февраля 2015 года пенсия ему выплачивалась в размере 85 % от назначенной пенсии, поскольку из нее удерживались 15 % налога на доходы физических лиц, как с работающего пенсионера, чья пенсия превышает трехкратный размер минимальной заработной платы в соответствующем периоде.
Ограниченный размер
Истец не соглашался с таким удержанием налогов с его дохода, утверждая, что он не занимает должностей и не работает на условиях, предусмотренных Законами Украины «О государственной службе»», «О прокуратуре», «О судоустройстве и статусе судей». Более того, он не является трудоустроенным лицом вовсе, поскольку осуществляет независимую профессиональную деятельность. Поэтому применение к нему положений пенсионного законодательства, в редакции Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно пенсионного обеспечения» от 2 марта 2015 года (Закон), в части ограничения размера его пенсии и выплаты ему в 2015 году пенсии в размере 85 % считает безосновательным.
Соглашаясь с отказом в удовлетворении исковых требований, КАС ВС подчеркнул следующее. Закон устанавливает, что на время работы на любых должностях/работах пенсия, назначенная согласно статье 501 Закона о прокуратуре, если ее размер превышает 150 % прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность, выплачивается в размере 85 % от назначенного размера, но не менее 150 % прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность.
В случае увольнения с должности, возобновляется выплата в полном объеме.
То есть такое ограничение применяется только в случае трудоустройства пенсионера органов прокуратуры. Следовательно, судам надо было установить, можно ли считать истца — адвоката, бывшего прокурора, работающим пенсионером.
Самозанятые лица
Согласно материалам дела, истец является пенсионером с 21 января 2009 года, состоит на учете в органах пенсионного фонда и получает пенсию за выслугу лет, согласно положениям статьи 501 Закона о прокуратуре.
При этом с 30 июня 2010 года истец состоит на учете в налоговых органах как физическое лицо, осуществляющее независимую профессиональную деятельность — адвокат, в связи с чем ему с июля 2015 года пенсия выплачивалась в размере 85 %.
ГНС: как отчитаться о доходах от адвокатской деятельности
КАС ВС согласился с тем, что истца нельзя считать просто пенсионером, только потому, что он не работает по трудовому договору и не занимает никаких должностей. Так, согласно части 1 статьи 4 Закона Украины «О занятости населения» к числу занятого населения относятся лица:
— работающие по найму на условиях трудового договора (контракта) или на других условиях, предусмотренных законодательством;
— обеспечивающие себя работой самостоятельно (в том числе члены личных крестьянских хозяйств);
— проходящие военную или альтернативную (невоенную) службу;
— на законных основаниях работают за границей и получают доходы от такой занятости;
— проходящие обучение в общеобразовательных, профессионально-технических и высших учебных заведениях на дневной форме и сочетающие обучение с работой.
Таким образом, адвокат, имеющий действующее адвокатское свидетельство, осуществляющий независимую профессиональную деятельность не может считаться безработным или прекратившим профессиональную деятельность. Следовательно, действия пенсионного фонда по удержанию 20 % от размера пенсии истца, прекращения выплаты надбавки к пенсии за выслугу лет на несовершеннолетних иждивенцев, а также выплате пенсии в размере 85% являются правомерными.