Третий день VII Международного налогового форума начался с мастер-класса «Наиболее распространенные ошибки бизнеса при применении правил ТЦО», который провели совместно Лариса Врублевская, аудитор, партнер, руководитель практики трансфертного ценообразования Юридической группы EUCON, и Вячеслав Кругляк, заместитель начальника управления трансфертного ценообразования ГНС Украины.
Лариса Врублевская остановилась на типовых ошибках, которые допускают налогоплательщики, а Вячеслав Кругляк прокомментировал их с позиции государства.
Любопытно, что ошибки, по словам г-жи Врублевской, могут возникать не только по причине неправильной оценки самой операции как контролируемой, но еще на стадии идентификации клиента. Часто они связаны с тем, что контрагенты работают по старым договорам, в которые не внесены все идентификаторы юридического лица, а значит, можно ошибиться при определении контрагента-нерезидента как связанного лица.
Также Лариса Врублевская напомнила, что начиная с 2015 года ценовой ценз остается неизменным, чтобы операции с нерезидентами подпадали под критерий контролируемых: это годовой доход свыше 150 млн грн и каждая отдельная операция с каждым отдельным контрагентом на сумму более 10 млн грн.
При применении ценового ценза проявляется и вторая ошибка — налогоплательщики часто смотрят на чистый доход, не учитывая, что 150 млн грн охватывают весь доход, включая операционный. При этом у контролирующего органа есть доступ к таможенной базе, и если пропустить операцию по этому критерию, налоговый орган обязательно запросит по ней данные.
Надо перепроверять операции ниже 10 млн грн, поскольку в случае перерасчета по принципу «вытянутой руки» может оказаться, что они являются контролируемыми.
Спикер подчеркнула, что к контролируемым относятся и операции, которые могут повлиять (а не обязательно напрямую влияют) на объект налогообложения. Чаще всего это операции по получению бесплатных образцов продукции в рекламных целях, или же передача основных фондов, которые впоследствии могут быть отчуждены, или продажа сопутствующих услуг, после того как была закрыта основная сделка (касательно сервисного обслуживания, запчастей и прочего), сделки через комиссионеров.
Она обратила внимание на приоритет методов определения цены, а также обязательной их постепенной проверки как в отношении себя, так и контрагента, и только после достаточных аргументов невозможности применения первого метода можно переходить к последующим.
Также г-жа Врублевская привела конкретные примеры, когда налогоплательщик ошибался, например, неправильно учитывал операционные доходы и расходы, операции, которые растягивались во времени на несколько лет (приобретался товар в одном году, а реализовывался — в другом), ошибки при учете расходов.
В завершение эксперт напомнила, что срок давности по таким операциям составляет семь лет, и за любые из предыдущих налоговых периодов могут быть запрошены данные. При этом отчеты надо подавать по форме, действующей на момент запроса и ответа на него, а не на день совершения операции.
Вячеслав Кругляк, в свою очередь, рассказал о типовых проблемах, которые возникают в сфере ТЦО, по итогам проведения более 70 проверок в этой категории дел.
Так, исходя из спорных моментов, которые приходится рассматривать судам, наиболее часто ошибки, а соответственно, и споры возникают относительно (в порядке частоты возникновения):
— метода применения;
— выборки сопоставимых операций;
— релевантных источников информации;
— определения периода исследования.
При этом в сфере реализации сельхозпродукции наблюдаются другие проблемы:
— применение источников информации;
— определение периода для исследования;
— правильность выбора метода ТЦО или выборки сопоставимых компаний.
Также эксперт напомнил, что сейчас законом № 466 законодатель усилил правило приоритета сути над формой. Это означает, что главным вопросом анализа операции будет то, имела ли такая операция реальную экономическую цель или была осуществлена только для получения некой налоговой преференции, что невозможно согласно международным конвенциям. Цель должна быть реальной, экономической, коммерческой, а не фискальной. Ключевой экспресс-тест, который проводится при оценке разумности экономической причины, — это проверка возможности последующей успешной деятельности предприятия (сохранения активов или права собственности, создания вследствие сделки условий для своего экономического будущего).