Второй день VII Международного налогового форума стартовал из сессии, посвященной налоговому консалтингу. Модератором сессии выступил советник, руководитель налоговой практики АО MORIS GROUP Василий Андрусяк.
Управляющий партнер Stron Legal Олег Дерлюк сосредоточил внимание на ключевых изменениях для международного бизнеса, а именно на правилах контролируемых иностранных компаний (КИК). По своей сути, как отметил спикер, КИК направлен борьбу с так называемыми карманными компаниями. Г-н Дерлюк поделился своим видением правил КИК, сосредоточившись на эффективности их применений, контроле налога с прибыли и обмене налоговой информацией между странами, ведь обмен информацией — это основной вопрос КИК. Спикер заметил, что если он откроет личный счет, скажем, в Польше, то информация автоматическим путем в украинский налоговый орган не поступит. Но если он откроет счет в украинском банке, то банк, по законодательству, проинформирует налоговый орган.
Украинское правовое поле, по словам спикера, в контексте правил КИК, очень сильно опоздало. Если бы Украина ввела их еще в 2012-2013 годах, возможно, удалось бы изменить локальную практику ведения бизнеса, предложить какие-то преференции и обеспечить безопасность. А через два года мы придем на рынок,
Юрист ЮФ «Ильяшев и Партнеры» Нина Бец рассказала о внедрении критерия «разумной экономической причины» в украинское законодательство, международных стандартах и применении в ЕС. Любая операция должна иметь разумную экономическую цель. Этот концепт не является новым ни для законодательства, ни для налоговых органов, ни для судебной практики. Если говорить об операциях с нерезидентами, то теперь Налоговый кодекс (НК) Украины указывает, что деловая цель отсутствует, если целью трансакции является неуплата налогов и/или уменьшение объема налогообложения; в сопоставимых условиях, лицо не было бы готово к аналогичной трансакции с несвязанными третьими лицами. «Нашим налогоплательщикам необходимо пересматривать все операции, которые осуществляются с нерезидентами, теперь практически любую операцию можно сравнить с таковой, целью которой является уменьшение объема налогообложения, и необходимо ориентироваться на рыночные цели», — подчеркнула г-жа Бец.
Что касается практики международных стран, то и там налоговые органы обращают внимание на деловую цель той или иной хозяйственной операции. Налогоплательщикам, по совам спикера, следует готовиться к тому, чтобы иметь бизнес-план, маркетинговую стратегию, план развития бизнеса, где будет показано как те или другие расходы будут иметь место для увеличения активов в будущем.
Василий Андрусяк поинтересовался у Нины Бец, двигается ли Украина в правильную сторону, декларируя такой концепт. Спикер ответила, что да, безусловно, в правильном направлении, однако национальные налоговые органы могут этим злоупотреблять. «Этот тот случай, когда законодательные нормы отвечают международным стандартам, а практика их применения – нет», — резюмировала Нина Бец.
Виталий Бодюк, адвокат АО MITRAX, остановился на процедуре выведения обществ из рисковых налогоплательщиков. Эта тема стала очень актуальной с начала 2020 года. Очень часто налоговая определяла операцию рисковой, однако причина скрывалась в другом. К примеру, налоговому органу была неопрятна характеристика или назначение того или иного товара; или общество заказывало стенды для выставки и налоговый орган не понимал назначение такого стенда. Виталий Бодюк отметил, что зачастую клиенты, которые обращались с подобными запросами, не хотели инициировать судебное дело, пытались решить вопрос все в порядке административного обжалования. После подачи пояснений как правило налоговым органом принималось решение об исключении налогоплательщика с критерия рискованности. Эффективным инструментом в этом контексте также может привлечение Совета бизнес-омбудсмена.
Светлана Лебеденко, юридический советник Philip Morris Ukraine рассказала о конкретном кейсе, судебный спор по которому продолжается, но он уже демонстрирует, как незаконченная история может выявить определенные достоинства и недостатки системы в целом и ТЦО в частности. По словам г-жи Лебеденко, это первый спор по ТЦО в табачной индустрии и один из немногих споров когда обжалуется не процедура, а экономический характер: оценка выборки сопоставимых компаний, бизнес-процессов, функций сторон в операции. Более двух лет осуществлялась проверка по ТЦО компании Philip Morris Ukraine, по результатам которой они оштрафованы на сумму 123,5 млн грн. Philip Morris Ukraine обжаловали это решение в судебном порядке. В основе акта налоговой — операции по производству на заказ (этот момент составляет почти 90% доначислений). Примечательно, что в этом деле налоговый орган не признал ни одной компании из выборки Philip Morris Ukraine и сформировал собственную выборку, в которую включил даже компанию по производстве электронных сигарет и компании из других рынков, с другим конкурентным положением. В суде Philip Morris Ukraine будут доказывать, что выборка является корректной, отвечает практике ОЭСР и НК Украины, а также подано заявление по процедуре взаимного согласования (Mutual Agreement Procedure).
В завершение сессии Василий Андрусяк попросил спикеров прокомментировать Закон Украины «О внесении изменений в НК Украины относительно усовершенствования административных налогов, устранения технических и логических несогласований в налоговом законодательстве» №466. В целом позитивно его оценил Олег Дерлюк: Закон не совершенен, но это лучше чем ничего. Несмотря на то, что в результате появились дополнительные риски и ответственность для бизнеса, этому Закону нужно дать время и посмотреть на практику. Светлана Лебеденко согласилась с таким тезисом: «Не столько важно как закон написан, сколько важна практика правоприменения. И эта часть всецело зависит от юристов». Виталий Бодюк акцентировал на необходимости упрощения коммуникации с налоговым органом ввиду изменения законодательного ландшафта. «Хотелось бы не борьбы с налоговым органом, а конструктивного диалога», — резюмировал он.