Первая сессия VII Международного налогового форума открылась дискуссией «Налоговые вызовы для мира и Украины», модератором которой выступил Ярослав Романчук, управляющий партнер Юридической группы EUCON. В ходе обсуждения участники попытались найти баланс интересов между государством и налогоплательщиком, обсудили назревшие вопросы легализации доходов и ликвидации налоговой милиции и создания Бюро финансовых расследований.
О планах законодателей рассказал Данил Гетманцев, председатель Комитета ВРУ по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики. Он отметил, что сейчас комитет разрабатывает целый блок законопроектов по детенизации работы крупного бизнеса и присоединения Украины к соглашению FATCA и МСА, что позволит осуществлять автоматический обмен информацией, в том числе об активах наших резидентов за рубежом.
Самым главным достижением он считает принятие Закона №466-ІХ, который внес системные изменения в налоговое законодательство, которые направлены на уклонение от налогообложения с использованием низконалоговых юрисдикций. Учитывая критическое восприятие некоторых его норм бизнес-сообществом, в ходе дискуссий было наработаны изменения в этот закон, которые предусматривают отсрочку введения института контролируемых иностранных компаний (КИК) на год, таким образом первым отчетным периодом по КИК будет 2022.
Данил Гетманцев обратил внимание, что весной 2019 было ратифицировано соглашение МLI, согласно которой вносятся изменения ко всем договорам об избежании двойного налогообложения и именно в этой сделке институт деловой цели уже реализовано, поэтому этот институт регулируется не только Налоговым кодексом, но и на уровне международных договоров.
Он заявил, что сейчас уже есть концепт «нулевого декларирования», согласованный с Президентом и скорее всего это декларирование будет введено с 1 апреля 2021 года. При этом Даниил Гетманцев отметил, что декларации, поданные в ходе налоговой амнистии, не могут быть доказательствами в любых делах — гражданских, уголовных, административных и др.
Анализируя преимущества и недостатки Закона №466-ІХ, Светлана Мусиенко, партнер Sayenko Kharenko, отметила, что внедрение международной практики в украинское законодательство является неизбежным, иначе бы нашу страну внесли в «черные списки» ЕС, что поставило бы под удар сотрудничество с иностранными донорами нашей экономики, такими как МВФ.
На ее взгляд претензии бизнеса к изменениям налоговых правил можно разделить на две группы: первая – это неприятие новой действительности, налоговой прозрачности и необходимости перестройки своей деятельности. Вторая группа претензий вполне оправдана, так как относится к дискреции полномочий налоговых органов, перегруженности судебной системы, сохранности конфиденциальной бизнесс-информации, которая будет сообщаться налоговым органам. Она советовала бизнесу и адвокатам использовать время отсрочки введения в действие норм Закона №466-ІХ для подготовки и выработки совместимости бизнеса с формулой, которая действует в ЕС. Государство так же должно проделать большую работу в области правоприменения, а администрирование вопросов, связанных с КИК стоит поручить отдельному специальному подразделению в рамках Государственной налоговой службы. Так же необходимо массовое повышение квалификации как среди сотрудников налоговых органов, так и судебной системы, и адвокатов.
Семен Ханин, управляющий партнер ЮК «АМБЕР» сделал небольшой экскурс в историю создания Организации экономического сотрудничества и развития (ОЕСР), в которую сегодня входят 37 стран, дающих в сумме 60% ВВП и объединяющих 17,7% населения планеты. Эти 37 стран успешно сотрудничают с 70-ю странами. Он напомнил о модельной Конвенции об устранении двойного налогообложения 1977 года и Конвенции об устранении вредоносной налоговой практики 1988 года, Руководстве по трансфертному ценообразованию 1995 года. При этом Семен Ханин подчеркнул, что все перечисленные конвенции не смогли кардинально улучшить состояние дел с уклонением от налогов и 21 век 20 наиболее развитых стран мира встретили с 250 млрд долларов ежегодно недополучаемых налогов. Именно это привело к разработке плана BEPS и стандарта CRS, опубликованного в 2015 году.
Он отметил, что в данном случае речь идет о легальной минимизации налогов, которой занимались крупнейшие компании мира, размещая филиалы в других странах и используя разночтения налогового законодательства. По его мнению, в Украины совсем другая проблема – в нелегальном уходе от налогов, с которым нужно бороться.
Он отметил, что в вопросе легальной минимизации налогов Украина и страны большой 20-ки находятся по разные стороны баррикад, поскольку то, что выгодно им, не выгодно нам. Семен Ханин проанализировал принципиальную разницу между налоговыми системами Украины и других стран указав недостатки ведения бизнеса в нашей стране.
По его мнению, создание в Украине равных условия с развитыми странами приведет, по примеру России, к бегству бизнеса и капиталов за рубеж, в более благополучные юрисдикции.
Имплементируя международные правила, Украина лишает свой бизнес последних преференций, в то время как другие страны стараются такие преференции сохранить, невзирая на внешнее давление, тем самым сохраняя свою инвестиционную привлекательность.
Позицию бизнеса в дискуссии представлял Александр Громыко, президент Украинской ассоциации производителей, который отметил, что он является сторонником всеобщей фискализации, при этом привел пример Болгарии, где такая практика успешно работает. Так же в качестве недостатка украинской системы налогообложения он указал непрозрачность цепочки реализации продукции. Несмотря на позицию членов своей ассоциации, которые выразили много замечаний к законопроекту №1210, Александр Громыко считает неизбежными процессы деофшоризации и детенизации экономики, однако резкие изменения тяжело воспринимаются бизнес-сообществом, поэтому он положительно относится к идее отложить на 2023 год внедрение некоторых норм Закона №466-ІХ.
Говоря об амнистии капиталов по ставке 5% и 9%, президент Украинской ассоциации производителей подчеркнул, что предыдущие попытки такой амнистии, которые пытались реализовать украинские правительства не имели успеха, а в качестве успешного опыта привел пример Италии, где в 2001 году капиталы амнистировались по ставке 2,5%. По его мнению амнистия капиталов – не способ заработать денег государством, а создание некоторой точки отсчета, с которой начинается честная декларация и налогообложение доходов.
Александр Громыко положительно оценил в качестве меры по борьбе с последствиями коронавируса уменьшение налога на прибыль, а также, опираясь на опыт Польши, высказался за внедрение в Украине налога на выведенный капитал.
О влиянии налоговых инициатив на фармацевтическую отрасль говорил Дмитрий Таранчук, директор по правовому обеспечению АО «Фармак». Он отметил, что большой бизнес готов играть по правилам и он всегда играет по провалами, но эти правила должны быть понятными, предсказуемыми и иметь экономический смысл. Если говорить о плане BEPS в общем, можно отметить положительные моменты, которые дала Украине реализация этого плана, в частности компания «Фармак», как один из крупнейших экспортеров, почувствовала положительные изменения в валютном регулировании. В качестве негативного момента он отметил абсолютно нерелевантные сроки введения норм Закона №466-ІХ, поэтому считает позитивной инициативу по отсрочке введения некоторых его норм, чтобы бизнес успел подготовиться к их выполнению.
Говоря о легальной налоговой оптимизации, Дмитрий Таранчук отметил, что она не всегда является определяющим для крупного бизнеса при создании корпоративной структуры. Одним из таких факторов, по его мнению, является уровень защиты бизнеса и прав интеллектуальной собственности в той или иной стране. Поскольку в Украине этот уровень пока недостаточен, компаниям приходится проводить свои исследования и разработки бизнеса в тех юрисдикциях, где государство не только защищает интеллектуальную собственность, но и стимулирует инновационную деятельность.
Говоря о нулевой декларации для конечных бенефициаров КИК Мирослав Гнидка, руководитель юридического департамента группы компаний Merx, руководитель проектов ГК Merx, адвокат отметил, что в случае ликвидации КИК до 31 декабря 2020 года доходы, полученные в результате ликвидации, подлежат налогообложению. Он видит риск такой ситуации в том, что депутаты могут исключить эту норму из Налогового кодекса и владельцы бизнеса, которые рассчитывали на определенные преференции получат налогообложения по ставке 18%. По его мнению, нестабильность украинского налогового законодательства ставит под сомнение необходимость для бизнеса определенных действий по выходу из оффшорных зон.
Анализируя нормы Закона №466-ІХ он подчеркнул, что они не решают проблему неуплаты налогов полностью и не стимулируют к кардинальным переменам. По его мнению, не только низкие налоги заставляют украинский бизнес держать активы за рубежом, но и безопасность, судебная и правоохранительная системы. Ведь если в период карантина в Польше бизнес стимулировали финансовыми вливаниями, то украинский бизнес в это время стимулировали дополнительными безосновательными запросами налоговой.
Резюмируя дискуссию Ярослав Романчук отметил, что имплементацией плана BEPS, ратификацией Конвенции MLI и принятием Закона №466-ІХ изменения в налоговой системе не заканчиваются. На очереди – принятие закона и имплементация стандарта CRS, принятие закона о легализации доходов и Бюро экономических расследований. Он констатировал, что, участники дискуссии были единодушны в мнении, что государство пока не в состоянии обеспечить равные для всех правила игры и системной работы с бизнесом.