В Киеве проходит V Business & Legal Energy Forum, организованный газетой «Юридическая практика». Генеральный партнер форума — Asters, экспертный — ЮФ Aequo.
Первая сессия прошла в формате открытого диалога на тему «Болевые точки» рынка электроэнергии. Ее модератором выступил старший партнер Asters Армен Хачатурян. Эта тема активно обсуждается экспертами в 2020-м, однако, к сожалению, разговоры пока не привели к улучшению.
«Проблемы, которые мы сегодня будем артикулировать — остаются», — говорит г-н Хачатурян. Несмотря на введение новой модели рынка, старая система еще не сломана.
Он надеется, что сегодняшняя дискуссия приведет и изменению подходов, мышления, корректировке системы.
Идеальный шторм
О стабилизации ситуации на рынке поговорил Александр Мартынюк, и.о. гендиректора Директората электроэнергетического комплекса и развития рынка электрической энергии Министерства энергетики Украины. Он напомнил, что рынок электроэнергии был внедрен в достаточно сжатые сроки — два года. Эти два года, продолжил напоминать г-н Мартынюк, были сложными в силу таких факторов:
обновление всех ветвей власти на момент запуска нового рынка, пандемия и как следствие карантин, изменение структуры потребления, падение потребления электроэнергии промышленностью, аномально теплая зима, что привело к топливной разбалансировке, недостаток опыта, несовершенство тендерных правил и процедуры. Нерешенными остались также проблемы старой модели рынка.
«Участникам рынка пришлось работать в условиях идеального шторма: все плохое, что могло произойти – произошло», — подчеркнул Александр Мартынюк.
Последствия долго себя ждать не заставили: в связи с разбалансированностью рынка появилась задолженность на сумму 37 млрд грн, и к концу года эта цифра может возрасти еще на 1,5-2 млрд грн. Спикер заверил, что обо всех проблемах известно на всех государственных уровнях: правительству, профильному министерству, парламенту. Предпринимаются меры для стабилизации ситуации в электроэнергетическом комплексе в целом. В апреле был создан Антикризисный энергетический штаб при участии всех стейкхолдеров под руководством премьер-министра Украины.
Александр Мартынюк прогнозирует разработку и имплементацию финансово сбалансированной модели рынка электроэнергетики уже в 2021 году, мониторинг и функционирование рынка, своевременное обновление нормативно-правовых актов, разрешение проблем в сфере возобновляемой электроэнергии.
Европейская интеграция
«Мы интегрируемся с Европой не только в политическом или экономическом плане, но и в энергетической сфере», — отметил Максим Юрков, член правления НЭК «Укрэнерго». Он сосредоточился на Плане интеграции ОЭС Украины в ENTSO-E.
ENTSO-E — это аналоги «Укрэнерго» в европейских странах. Этот план был подписан в 2017 году и предусматривает различные мероприятия на пять лет. И «Укрэнерго» уверенно двигается в этом направлении. Почему это важно?
«Для Украины быть частью большой системы всегда технологически безопаснее и экономически выгоднее, поскольку предусмотрены варианты действий в тех или других кризисных ситуациях», — поделился г-н Юрков.
Сейчас Украина технологически объедена с Россией и Беларусью, и к таким техническим перетокам есть вопросы, ведь Украина может оказаться в «режиме острова». В перспективе нескольких ближайших лет, по прогнозам г-на Юркова, Украина сможет присоединиться к европейской системе.
Тем временем европейцы анализируют Украину, нашу энергетическую инфраструктуру, и сейчас глобальных технологических проблем нет.
«Даже в существующем состоянии энергетической сети мы сможем интегрироваться, вопрос только в формальной части», — объясняет спикер.
Среди рисков, помимо потенциального противодействия России (для них это стратегический вопрос), по Плану «Укрэнерго» должно находиться в таком же статусе как системные операторы Европы, а это означает, что «Укрэнерго» должно быть сертифицированным. Фактически сейчас компания не отвечает критериям, предусмотренным Законом «О рынке электроэнергии». 32 статья Закона предусматривает, что системный оператор должен быть собственником системы передач. А Закон о приватизации это запрещает. Г-н Юрков обращает внимание на законопроект № 3364 «О внесении изменений в некоторые законы Украины (относительно урегулирования кризиса неплатежей на рынке электроэнергии и вопроса сертификации оператора системы передачи)», который исправляет ситуацию.
Война на всех фронтах
«Лучше бы рынок не запускался», — такими упадническими настроениями с участниками Форума поделился Андрей Жупанин, председатель подкомитета по вопросам газовой, газотранспортной отрасли и политике газоснабжения Комитета Верховной Рады Украины по вопросам энергетики и жилищно-коммунальных услуг.
По его словам, проблемы, существующие на рынке масштабные и не соразмерные с объемом проблем, которые за 20 лет своей деятельности приобрела предыдущая модель рынка. К примеру, за два десятка лет размер долгов составил 30 млрд грн – и в большей мере за счет территорий, которые попали в оккупацию. За последнее два года только перед производителями по «зеленому тарифу» долги составляют около 25 млрд. грн.
Где брать средства для погашения этих долгов? Есть несколько путей: промышленность, население или государственный бюджет. Какой из этих вариантов самый приемлемый?
«Деятельность рынка стала войной между потребителями и производителями, и эта война ведется на всех фронтах», — утверждает спикер.
Г-н Жупанин говорит, что все лучшие европейские механизмы и практики разбиваются о жестокую реальность Украины. «Технократический подход для решения проблем или незаметен, или может исправить в глобальном измерении очень несерьезные проблемы», — резюмировал народный депутат Украины.
Дело в КСУ
В середине 2020 года 47 народных депутатов обратились в Конституционный Суд Украины с конституционным представлением о признании неконституционными некоторые положения Закона Украины «О рынке электроэнергии» и Закона Украины «Об альтернативных источниках энергии». Фактически народные депутаты Украины хотят признать неконституционным «зеленые тарифы».
Ярослав Чекер, советник, руководитель практики энергетики и природных ресурсов АО Arzinger, отметил, что такое представление стало резонансной новостью, поскольку под сомнение попал фундамент, на котором держится весь рынок, благодаря которому Украине удалось привлечь огромные объемы иностранных и домашних инвестиций.
В сентябре 2020 года КСУ решил рассматривать это дело в письменном производстве. Г-н Чекер проанализировал аргументы заявителей. В их числе то, что Верховная Рада Украины превысила полномочия во время установления критериев для установления «зеленого тарифа» производителям и «отобрала» эти полномочия у органа исполнительной власти. «
По нашему мнению этот аргумент не имеет достаточной правовой силы», — поделился Ярослав Чекер. Верховная Рада Украины вправе устанавливать правила игры на рынке.
«Мы продолжаем вести войну, и не только на Востоке Украины, но и внутреннюю. И сегодняшний диалог свидетельствует о том, что напряжение на рынке электроэнергии продолжает существовать», — отметил г-н Хачатурян.
Новое законодательство
Максим Сысоев, партнер МЮФ Dentons, проанализировал новое законодательство, которые может и незаметно для энергетической отрасли, однако, касается ее. Летом этого года был принят Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно упрощения привлечения инвестиций и внедрения новых финансовых инструментов». Этот документ изменяет три закона: о рынках капитала, о ценных бумагах и фондовом рынке, о товарных биржах.
«Этот Закон очень прогрессивен, внедряет ряд европейских директив (MIFIDII, MIFIR, EMIR, FCAD и SFD)», — отметил Максим Сысоев.
Большинство положений Закона вступит в силу 1 июля 2021 года, хотя много положений заработали уже с 16 августа 2020 года. По словам спикера, обновленный Закон о рынках капитала в целом распространяется на все финансовые инструменты относительно энергетических продуктов, в частности опционы, фючерсы, свопы и другие деревативные контракты, базовым активом которых является энергетический продукт, которые могут быть исполнены в виде физической поставки.
Конкурентный контроль
Рынок электроэнергии сквозь призму конкурентного законодательства проанализировала Мария Нижник, эксперт, экс-первый заместитель председателя Антимонопольного комитета Украины (АМКУ). Она напомнила, что предыдущая модель рынка предполагала жесткое регулирование со стороны государства. И роль АМКУ была сосредоточена на антиконкурентных действиях именно органов государственной власти.
Новая модель рынка кардинально отличается от предыдущей, и декларирует свободный выбор электропоставщиками потребителей, а потребителями — электропоставщика. В таком случае роль Комитета имеет огромное значение. В числе проблем г-на Нижник выделила следующие:
большая концентрированность рынка; несовершенная модель ПСО; установление ценовых ограничений; отсутствие рынка вспомогательных услуг; не совсем прозрачный и сегментированный рынок двусторонних договоров.
Аудит рынка
Алексей Захарчук, директор по регуляторным и правовым вопросам DTEK, среди прочего акцентировал внимание на отсутствии правовой культуры исполнения решения судов или законов: каждый делает что хочет, понимая, что ему за это ничего не будет. Это привело к тому, что государство приняло законы, не понимая как они будут работать.
«Как оказалось, новый рынок ничем не отличается от старого: административные ресурсы в руках государства как находились, так и находятся», — сетует г-н Захарчук.
Сердце и двигатель нового рынка — «Укрэнерго», он исполняет много функций, и главное — это функция диспетчерского управления. Алексей Захарчук напомнил о существовании огромного долга «Укрэнерго». Он предположил, что эти долги связаны с неэффективной диспетчеризацией: команды отдаться либо непродуманно, либо несут какой-то умысел. Он считает, что необходимо провести аудит «Укрэнерго» как системного оператора, так и аудит самого рынка.