Кассационный хозяйственный суд в составе Верховного Суда постановил: возможность применения к должнику процедур банкротства является альтернативным способом удовлетворения требований кредитора. Об этом сообщает пресс-служба ВС.
Суть спора:
Хозяйственный суд Донецкой области определением, оставленным без изменений постановлением Восточного апелляционного хозяйственного суда, открыл производство по делу № 905/2030/19 о банкротстве ПАО «Геркулес».
Судебные решения мотивированы обоснованностью требований заявителя — ООО «Маринато» и наличием оснований для открытия производства по делу о банкротстве ПАО «Геркулес» в соответствии с требованиями Кодекса Украины из процедур банкротства (КУзПБ).
Вывод КХС ВС (постановление от 3 июня 2020 по делу № 905/2030/19)
По результатам кассационного пересмотра КХС ВС оставил без изменения судебные решения.
Целью восстановления платежеспособности должника — юридического лица или признания его банкротом путем применения процедур банкротства, предусмотренных КУзПБ, является именно удовлетворение требований кредиторов.
Анализ предписаний статей 34, 39 КУзПБ позволяет сделать вывод, что при подаче заявления об открытии производства по делу о банкротстве не устанавливается обязанность для кредитора — заявителя (инициирующего кредитора) добавлять к такому заявлению доказательства принятия мер по взысканию с должника суммы долга.
В случае ненадлежащего исполнения денежного обязательства кредитор имеет возможность, кроме обращения в суд с иском к должнику, применить в отношении такого должника установлены КУзПБ процедуры для удовлетворения своих кредиторских требований в том случае, когда отсутствует спор о праве, который подлежит разрешению в порядке искового производства.
Отсутствие доказательств принятия мер по взысканию с должника суммы долга не говорит о неправильном применении хозяйственным судом положений статей 1, 34, 35, 39 КУзПБ и преждевременности принятия решения об открытии производства по делу о банкротстве, поскольку возможность применения в отношении должника определенных КУзПБ процедур является альтернативным способом удовлетворение денежных требований кредитора.
Отсутствие документов и доказательств, которые не предусмотрены КУзПБ как приложения к заявлению об открытии производства по делу о банкротстве, не является основанием для отказа в принятии и рассмотрении заявления кредитора об открытии производства по делу о банкротстве.
Финансово-хозяйственное состояние должника в деле о банкротстве устанавливается хозяйственным судом на основании исследования представленного именно распорядителем имущества должника анализа, предусмотренного п. 5 части третьей ст. 44 КУзПБ.
В соответствии с п. 8 части первой ст. 90 КУзПБ, суд прекращает производство по делу о банкротстве, если хозяйственным судом установлены признаки неплатежеспособности должника.
В то же время производство по делу о банкротстве может быть закрыто в случае, предусмотренном п. 8 части первой ст. 90 90 КУзПБ — только до признания должника банкротом (часть вторая ст. 90 КУзПБ).
Поэтому в случае установления хозяйственным судом во время процедуры распоряжения имуществом должника отсутствия признаков неплатежеспособности должника производство по делу о банкротстве подлежит прекращению.
Ранее мы также писали о правовых выводах Верховного Суда в делах о банкротстве.